Социально педагогическое сопровождение детей-сирот, находящихся под опекой

В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей, в  связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных  учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в  совершении преступлений, уклонением  от воспитания детей или защиты их прав, интересов, отказом взять  своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не приводит  принципиального различия между этими категориями детей с  точки зрения  общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

Сущность социально-педагогической работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Социальный педагог – это, прежде всего посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его правах.

Согласно ст. 148 Семейного кодекса, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
  • воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.36 Гражданского кодекса РФ (попечитель может проживать отдельно от несовершеннолетнего по достижению им 16 лет, если это не сказывается негативно на его воспитании, при согласии отдела опеки и попечительства);
  • обеспечение им условий содержания,  воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства;
  • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса.
Работа социального педагога должна опираться на профилактику социальных отклонений у детей, воспитывающихся в приемных семьях. Существуют социальные отклонения нескольких ориентаций:
  • корыстной ориентации:  правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляции, мошенничество и др);
  • агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); 
  • социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Бесспорно, социальные отклонения могут возникнуть и у обычных детей, в силу особенностей их социального окружения и воспитания, но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей особенно подвержены влиянию негативных факторов, т.к. отсутствие родителей ведет к искажению психологического восприятия мира.

Патронаж –  эффективная  форма работы с опекаемыми детьми. Только непосредственно придя в семью, мы можем наблюдать истинную обстановку, в которой живет опекаемый ребенок. Ребенка не поймешь, не почувствуешь, пока не увидишь место, где он впитывает в себя законы морали и нравственности, учится управлять собой и своими чувствами, учится жить с людьми, взаимодействовать, терпеть, где он страдает, болеет, плачет, делает уроки, читает, помогает по дому, в общем, где на 80 % куется  его человеческое "Я". Когда социальный педагог приходит в дом, он вдыхает его запахи, смотрит на то, в чем  проявляется ребенок – как украшает свою комнату, как устроен его личный уголок, свободно, радостно ли ему здесь. Социальная среда семьи существенно сказывается на отношении ребенка к учебе, дополнительному образованию и, следовательно, на его дальнейшую социализацию, как будущего полноправного гражданина РФ. 

Суть взаимодействия социального педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержка и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для  его самоопределения и самореализации.

Первая задача патронажа -   контроль за качеством воспитания и за соответствием санитарных норм жилищно-бытовых условий, в которых ребенок живет.

Помимо контроля за условием воспитания в семье,  социальным педагогом ведется контроль за обучением и занятостью ребенка в системе дополнительного образования. Дополнительное образование оказывает положительное влияние на социализацию в будущем любого школьника. Выпускники школы, приобщившиеся за время учебы  к творчеству, реализуют себя в профессии, соответствующей их призванию, т.е. исходя из интереса к самой работе, ее содержанию. 

У многих несовершеннолетних, находящихся под опекой есть родители, родственники.  Согласно ст.55 Семейного кодекса, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.  Одной из главных задач социального педагога не дать потерять ребенку значимые социальные связи.  В связи с этим надо ориентировать опекунов, на поддержание у ребенка интереса к родственникам, если нет возможности встречаться, то звонить по телефону, писать письма, поздравлять с различными праздниками.

При выявлении каких-либо трудностей, недостатков, социальный педагог совместно специалистом отдела опеки и попечительства, ищут пути разрешения той или иной ситуации.
Для того чтобы специалист отдела опеки и попечительства имел полное представление о том, в каких условиях воспитывается ребенок, как протекает его развитие, в акте обследование должна отражаться следующая информация:
  • полный адрес и подробное описание жилищно-бытовых условий;
  • все изменения произошедшие в семье опекаемого, напрямую или косвенно повлиявшие на условия его жизни (увеличилась или уменьшилась семья, занятость членов семьи);
  • на сколько обеспечен ребенок необходимой (сезонной) одеждой и обувью, бельем, книгами, игрушками, учебными принадлежностями;
  • об успехах в обучении, о его внеклассной и внешкольной занятости, о его состоянии здоровья;
  • какие денежные средства получает опекун на содержание ребенка, и насколько рационально эти средства используются;
  • о родителях ребенка: указать ф.и.о. матери и отца, что с ними случилось (смерть, осуждены, инвалиды, лишены родительских прав). Если родители живы, то общаются ли со своими детьми, участвуют ли в их воспитании и содержании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий